Сведение в домашних условиях

7 советов для лучшего сведения в домашних условиях
Существует множество техник и приёмов применяемых на этапе сведения, и в наших предыдущих статьях мы так или иначе касались этих моментов. Сегодня же хотелось бы поговорить не столько о частных нюансах, таких как настройка компрессора или эквализация, а больше об общих рабочих моментах, способных помочь вам в вашей практике.

Используйте несколько систем для прослушивания

Во время работы над миксом, может быть полезным чередовать прослушивание в разных наушниках, например в дорогих и дешевых, т.к. они дают разные оттенки звука из-за разницы в их АЧХ, которые дополняют друг друга. Тоже самое касается и мониторов. При этом необязательно иметь две пары дорогих мониторов, а даже полезнее слушать свой микс на мониторах и на дешевых бытовых колонках, или bluetooth колонках. В конечном итоге ваш продукт должен звучать на всех этих устройствах одинаково хорошо.

Задействуйте чужие уши

Работая над одной и той же песней в течение нескольких часов или дней, можно запросто притупить свою внимательность и «замылить» уши. Поэтому будет полезным дать послушать свою работу стороннему человеку, будь то профессиональный музыкант или жена, чтобы увидеть их реакцию. Люди не связанные с музыкой могут сработать даже лучше, потому что они будут оценивать трек с точки зрения эмоций, настроения, оперируя понятиями «нравится/не нравится», «цепляет/не цепляет», и не будут чрезмерно анализировать трек. Даже крутая лирика, исполненная без искренности, может испортить песню, и «неопытный» слушатель вам об этом сможет сказать, не вдаваясь в технические моменты. «Я ничего в этом не понимаю, но я знаю, что мне нравится» - отличная позиция для слушателя, к чьему мнению стоит прислушаться.

Пользуйтесь профессиональными студиями

Это может показаться несколько устаревшим в наше время, когда каждому доступны миллиарды плагинов, но это хорошая опция.

Возможность послушать свою работу в помещении с другой акустикой, на больших мониторах, на большой громкости и получить комментарии профессионала на счет своей работы, будет отличным дополнением, и подобная практика будет способствовать вашему росту.

Используйте референсные треки

Так или иначе, в каждом музыкальном жанре есть свои особенности, в плане баланса инструментов, количества низких и высоких частот, плотности звучания и т.д., на которые стоит ориентироваться. Ваш микс всегда будет вашим миксом, но иногда полезно взглянуть на него с другого угла. Согласитесь, будет несколько странным, если микс EDM трека будет с тихой и вялой драм-секцией, а баллада с ducking-эффектом.

Используйте референсные профессиональные треки во время сведения своих проектов, как ориентир для приближения к их звучанию. Работа над миксом без понимания к какому результату нужно придти, может сильно усложнить весь процесс, вызывая неуверенность в принятых решениях, и порождая желание в очередной раз что-то исправить или переделать. В такие моменты и приходит на помощь референсный трек, с которым вы можете сравнить свой микс как целиком, так и отдельные его части. И будет гораздо лучше, если подбирать референс со схожими набором инструментов, тембров, тональностью, аранжировкой и пр.

Используйте стемы / субмиксы

Стемы /субмиксы - это стерео-треки какой-то группы инструментов - барабаны, гитары, вокалы и т.д. С их помощью вы можете удобно контролировать уровни всех дорожек в проекте, сгруппировав их. Если, например, во втором припеве вы хотите сделать все гитары немного громче, то вам не нужно будет автоматизировать все дорожки с гитарами, а достаточно будет автоматизировать один фейдер гитарного стема. Но в то же время, если вы хотите убавить громкость только малого барабана во вступлении - автоматизируйте только его фейдер, не трогая фейдер барабанного субмикса. Такой подход даёт вам возможность гибко оперировать громкостями всех инструментов, и создавать динамичный баланс трека. Например, в куплетах сделать громче вокал и бас, ослабив гитары, а в припевах сделать на них акцент, немного задвинув вокал вглубь и подняв барабаны.

Помимо громкости, вы также можете обрабатывать всю подгруппу инструментов и применять различные эффекты. Это снижает нагрузку на CPU вашего компьютера, ведь вместо нескольких плагинов на каждом инструменте, вы будете использовать один на всей подгруппе. Конечно, подобный способ хорошо подходит для работы «широкими мазками» (общая компрессия, общая фильтрация и эквализация), но для каких-то деталей нужно будет работать с индивидуальными дорожками инструментов.

Работайте в разных проектах

Эта рекомендация одинаково подойдет как для тех, кто самостоятельно пишет и сводит свою музыку, так и для тех кто занимается сведением стороннего материала.

Если вы пишите и самостоятельно сводите свой материал, использовать разные проекты (один в котором вы пишите музыку, и второй в котором происходит сведение) хорошо по нескольким причинам:

  • Нагрузка на компьютер. Особенно если вы работаете в жанрах электронной музыки, не используете железные приборы и целиком работаете в DAW. Различные VST-инструменты и библиотеки сэмплов задействуют ресурсы компьютера в той или иной степени, и чем больше вы их используете, тем быстрее вы упретесь в потолок возможностей вашего компьютера. Добавьте сюда еще VST- приборы обработки звука (компрессоры, эквалайзеры, ревербераторы) и запас мощности может кончиться на середине трека. В связи с этим, лучше будет разделить работу над треком на два этапа, и соответственно проекта, либо, используя функции баунса и ресэмплинга, перевести MIDI-треки в формат аудио-дорожек, а оригинальные дорожки с VST-инструментами деактивировать и спрятать.
  • Образ мышления и подход. Во время создания музыки, вы вольны креативить по полной: комбинировать тембры инструментов, пробовать неожиданные сочетания эффектов, сэмплировать/ресэмплировать, синтезировать звуки, пробовать аккорды и их последовательности, продумывать мелодию и хуки и т.д. Здесь вам нужен раздор и размах, широкое поле для экспериментов. Если вы и используете здесь приборы/плагины обработки, то больше в художественных целях. В этот момент не стоит гнаться за громкостью, зацикливаться на вырезании резонансов и частотных конфликтов, просчитывать время реверберации и пр. Долгое копание в мелочах и проработка деталей может сильно застопорить процесс, и обломать удовольствие от творческого процесса. Когда этап креативной деятельности завершен, наступает этап сведения. И здесь нужен совершенно другой подход: тщательный анализ, поиск проблем и их устранение, создания звуковых планов, придание мощности инструментам и финализация звучания - то есть решение довольно конкретных и понятных задач. Конечно со временем, грань между этими двумя этапами может стереться, и вы сможете уже на этапе креатива принимать решения, которые затем облегчат/упростят процесс сведения. Главное здесь, скорее, психологический аспект - дать себе волю там где это уместно, и включить холодный ум в нужный момент.
Если вы планируете заниматься только сведением стороннего материала, для вас эта рекомендация будет звучать, как - делайте копии проектов. Как правило, редко удаётся с первого раза выдать финальный вариант микса, угодив всем пожеланиям заказчика. Скорее всего у вас будет несколько вариантов, и советуем после каждого делать копию проекта, чтобы у вас был доступ ко всем версиям микса. Ведь нет никаких гарантий, что после четвертой версии, вас не попросят вернуться к первому варианту, исправив всего пару деталей, что и будет финальным результатом.

Готовый микс не обязательно должен быть «закончен»

Наверняка многим знакома такая ситуация: вы свели свой трек, и через неделю наткнулись на какое-нибудь видео, где раскрывается новая для вас техника сведения, или вышел новый плагин/сэмпл пак/синтезатор/прибор и пр. И появляется безудержное желание попробовать новые инструменты и техники на своём миксе. И так может продолжаться до бесконечности.

Главное в такой ситуации ответить себе честно на один вопрос: смогут ли эти новые инструменты и техники помочь сделать готовый микс в разы лучше? Если есть сомнения - оставьте готовый микс в покое, двигайтесь дальше и пробуйте все новинки в следующих проектах. Если ответ положительный (например вы использовали сэмплы или vst гитары или духовых инструментов, и у вас появилась возможность записать живой инструмент), тогда вероятно игра стоит свеч.

Подумайте еще вот о чем - сколько существует старых записей, сделанных еще до появления цифровых средств звукозаписи, которые и по сей день звучат круто? Вокал без тюна, не идеальный барабанщик, не слишком жирный бас - все эти детали и были частью тех миксов, которые нравятся миллионам людей. А если сейчас взять те мультитреки и все эти неровности исправить, будет ли это лучше? Не факт.

«Лучшее - враг хорошего» гласит поговорка, и она здесь уместна. Постарайтесь на зацикливаться на достижении идеального, на ваш взгляд, результата. Возможно ваш микс уже звучит достаточно круто и хорошо, чтобы понравиться слушателю?

Выиграйте ценные призы
Примите участие в конкурсе треков NTA Play, выиграйте профессиональный мастеринг, публикацию своего терка и ценные призы:
Мониторы Adam T7V
Миди клавиатуру Arturia Key Step
Курсы New Tone Academy
Пакет Arturia V Collection 6
и другие ценные призы
© NEW TONE ACADEMY
ИП Водомиров Артем Сергеевич
ИНН 781698280436, ОГРН 315784700094240
СПб, пр. Обуховской обороны 38 В
Пользовательское соглашение