Акустическая обработка помещения ч.1. Материалы

Одна из проблем, с которыми вы скорее всего столкнетесь, это негативное влияние помещения на работу, будь то запись или сведение, поскольку на звуке сказываются не только ваши аппаратура и софт, но и акустика комнаты, в которой вы находитесь.

Мы не будем задаваться вопросом звукоизоляции, а рассмотрим, как с помощью нескольких простых оптимизаций можно значительно улучшить акустику самого помещения. И конкретно в этой части разберем, как вообще распространяется звуковая волна, как понять, что мы хотим получить от помещения, и какие типы акустической обработки существуют.
Распространение звуковой волны в помещении

Прежде чем говорить об акустической обработке помещения, хорошо бы знать, как звук вообще себя ведет в помещении, и какие проблемы мы можем выявить.

Давайте рассмотрим простую ситуацию: источник звука - монитор, и слушатель на некотором расстоянии от него. От источника звук начинает распространяться во всех направлениях и по прямой доходит до слушателя. Затем с задержкой доходит звук, отразившийся от стен один раз (первичные отражения) и дальше приходит звук, отразившийся от стен несколько раз.

Отражения могут быть полезными и красивыми, создающими мягкое, воздушное звучание, а могут быть и неприятными, от которых хочется избавиться. Маленькая комната в квартире создает некрасивые отражения/переотражения и все это нужно будет учесть при обработке комнаты.

В обычной домашней студии звук будет отражаться от всех четырех стен, пола и потолка. Отражение от пола, возможно, будет скрываться столом, за которым вы работаете. Простейший способ найти точки отражений - прислонить зеркало к стене и двигать его, пока вы со своего рабочего места не увидите в нем отражение мониторов.

Но отражения - не единственная проблема, т.к. скорее всего мы еще столкнемся со стоячими волнами. Стоячие волны — это колебания, возникающие как результат наложения на прямую волну отраженной, идущей в противоположном направлении. Другими словами — это резонансы на определенных частотах.

Стоячие волны искажают частотный спектр, из-за чего мы получаем недостоверную звуковую картину, что является весьма серьезной проблемой для мониторинга.

Чтобы снизить влияние стоячих волн, лучше всего избегать параллельных поверхностей в помещении, но достаточно будет просто уделить этому внимание при непосредственно акустической обработке.

На звук влияет всё, начиная от мебели, напольного покрытия, типа потолка, вплоть до материала, из которого создано здание и межкомнатные перегородки. В некоторых помещениях существенной проблемой становится не только отражение, но и резонанс материалов отделки или мебели. Но зоны первичных отражений, особенно при параллельных друг другу стенах (а в жилых помещениях это чаще всего так) и углы комнаты - то, что будет интересовать нас при обработке в первую очередь

Что мы хотим получить?

Перед тем, как начать ставить акустические панели или даже менять геометрию помещения и т.д., надо определить для себя, что мы хотим получить от помещения в итоге.

Для сведения лучше минимизировать реверберацию, заглушив комнату, чтобы мы слышали звук без окраски помещения, для записи же лучше иметь "живую" комнату с хорошей "акустической поддержкой".

Если речь идет о домашней студии, то лучше подходят варианты с "живой" акустикой, либо гибридный (LEDE - Live End Dead End), когда один конец комнаты обработан звукопоглощающими материалами, в то время как другой конец имеет отражающие поверхности.
Акустическая обработка: виды и материалы

Для того, чтобы ваше помещение зазвучало лучше благодаря акустической обработке, нужно 3 элемента:

  • Басовые ловушки для поглощения низких частот
Существуют разные виды басовых ловушек. Некоторые работают просто за счет поглощения; они довольно громоздки, но эффективны в относительно широком диапазоне частот. Другие виды басовых ловушек резонируют на определенной частоте, ослабляя бас за счет противофазы. Последний тип эффективен только в относительно узком частотном диапазоне.

  • Акустические панели для поглощения средних и высоких частот
  • Диффузоры для рассеивания
Диффузоры не поглощают акустическую энергию падающей на их поверхность звуковой волны, а рассеивают её во всех направлениях за счет отражений от неровной поверхности.

В следующем части мы поговорим уже о том, какие типы акустической обработки и как размещать в вашем помещении.

Узнайте больше на практике
Примите участие в практическом курсе "Осознанное сведение" и уже через 6 недель добейтесь профессионального звучания своих композиций под руководством опытного наставника.
  • 36 часов практики на топ-студии СПб
  • Разбор и докрутка на каждом занятии
  • Результат в виде законченных треков