Студийные мониторы
Мониторы (в простонародье колонки) — акустическая система на которой вы будете работать со звуком. Для этих целей не стоит использовать бытовые акустические системы, так как они могут искажать звучание в лучшую сторону, приукрашивать звук. В процессе работы со звуком, наоборот, важно иметь максимально ровное и честное звучание, чтобы адекватно принимать те или иные решения во время записи или сведения. Бытовые же колонки можно будет использовать в качестве второй пары мониторов, для своеобразной проверки звучания микса, но как основной рабочий инструмент необходимы будут студийные мониторы. Даже бюджетный вариант студийных мониторов лучше подойдет для наших целей чем дорогой комплект бытовой акустики.
Все мониторы можно разделить на две большие группы: активные и пассивные. Для пассивных мониторов вам понадобится отдельный усилитель, который мало того что стоит денег, его еще и нужно суметь хорошо подобрать. Но с другой стороны — более качественное и детальное звучание. В активных мониторах усилитель уже встроен в корпус колонки, и для её функционирования нужно лишь будет подключить её к выходу вашей звуковой карты (не забываем про разъёмы для подключения, о которых говорили выше). Среди активных мониторов есть как бюджетные решения, так и дорогостоящие профессиональные решения, не уступающие по качеству звучания пассивным системам. Поэтому наш совет — смотреть в сторону активных акустических систем.
Также все мониторы отличаются по размерам динамиков. Диапазон начинается от 3 дюймовых и до 8 дюймовых. Чем больше размер — тем больше низких частот сможет воспроизвести колонка. Но здесь есть очень важный момент — комната/помещение в котором они будут у вас установлены. Частая ошибка начинающих — покупка больших мониторов (8 дюймов) в маленькую, акустически необработанную комнату. Казалось бы — чем больше баса, тем лучше, но не всё так очевидно. Если ваша комната/помещение акустически отделано (в меру заглушено, установлены басовые ловушки, нет стоячих волн и излишних отражений звука) — тогда в больших мониторах есть смысл. В противном случае, может возникнуть такая ситуация: работая в необработанной комнате с басом на больших мониторах, у вас будет постоянное желание добавить низких частот, но потом когда вы послушаете свой трек на другом устройстве в другой комнате, вы обнаружите что явно переборщили с басом. Почему так? Из-за того что комната акустически необработана (а если вдобавок еще и маленькая), в ней могут образовываться стоячие волны. Для справки — длина звуковой волны, распространяющейся в воздухе, при частоте 100 Гц составляет 3,4 м. А если в комнате нет этих 3,4 метров, что происходит? Волна отражается и меняет свое направление, частично в обратную сторону, что соответственно ведет к смене фазы этого сигнала и происходит его самовычитание. В результате вам кажется что баса мало, хотя на самом деле его достаточно. Также бывают и обратные ситуации, когда мониторы установлены в углу комнаты и просто стоят на рабочем столе — звуковые волны отражаются от близко расположенных поверхностей, и создают ощущение их избытка, хотя на самом деле их следовало бы прибавить.
Дабы избежать таких проблем, рекомендуем остановить свой выбор на небольших мониторах — 4-5 дюймов, для среднестатистической комнаты будет достаточно. Это позволит вам комфортно работать в неподготовленной комнате, а контролировать бас вы сможете посредствам наушников и спектроанализатора. Выбор мониторов довольно сложный момент, и посоветовать какую-то конкретную модель довольно сложно. Есть много достойных вариантов среди таких фирм как Eve Audio, Mackie, KRK, Focal, Genelec, Adam и т.д. В идеале, перед покупкой неплохо бы послушать мониторы, и еще лучше если получится это сделать именно в вашем помещении.
Также не стоит пренебрегать использованием специальных стоек под мониторы и акустических подкладок под мониторы, дабы избавиться от излишних отражений и вибраций.